Картина «Мир Кристины» художника Эндрю Уайета – одна из самых знаменитых картин американских художников. Это культовое полотно, которое для жителей Америки имеет такое же значение, как для нас самые знаменитые полотна русских художников-классиков.
Когда я увидел эту картину в первый раз, то подумал, что это – замечательный образ стремления к собственному дому. Но тогда я еще не знал трогательный контекст, стоящий за этой картиной.
На этой картине - Кристина Ольсон, соседка Уайета по его дому для отдыха в штате Мэн, сидящая в поле и глядящая на свой дом. Кристина страдала от прогрессирующего неврологического расстройства, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Несмотря на то, что на картине показан образ Кристины, художнику позировала его супруга, Бетси Уайет, подруга Кристины, ранее познакомившая её с Уайетом. Не видно лицо Кристины, художник подает её со спины и пытается рассказать о женщине через её состояние и аскетическое, почти пуританское природное окружение. Кристина не могла ходить, и переползала с места на место, волоча ноги. Это состояние и передал художник на картине.
Необычный ракурс, неожиданная героиня полотна, напряжение, драматизм прекрасно переданы художником. Таких картин до этого не было в американском искусстве. Контрастировало полотно и своим реализмом на фоне расцвета абстракционизма, который царил тогда в Америке. Примерно с этого времени и начала расти всемирная слава картины, наиболее известной в творчестве Эндрю Уайета.
Дом, на который смотрит девушка — ферма Ольсонов в Кушинге, штат Мэн. Этот дом – на втором фото.
Пусть я поначалу и не понял контекст, связанный с больной девушкой, но смысл оказался, тем не менее во многом таким же – стремление к собственному дому с огромной целеустремленностью и силой воли.