В поисках гармоничного дома

Прочитать статью с иллюстрациями в формате pdf

Пропасть между безнадежностью типовой и недоступностью элитной архитектуры существует испокон веков, и желание преодолеть ее было толчком для многих архитекторов прошлого и настоящего к поискам мостика между двумя мирами - гармоничного дома для представителя среднего класса, который сочетал бы в доступность и высокое качество архитектуры.

Толстые альбомы с проектами типовых домов западных фирм, нацеленных на жесткое индустриальное производство, удивляют своей архитектурной унылостью: на сотне-другой страниц вариации однотипных планировок в сочетании с не слишком привлекательным внешним видом. Единственное, что можно из них почерпнуть, это очень точное использование жилых площадей: каждый квадратный метр работает с максимальной пользой.

Если же заглянуть под глянцевые обложки профессиональных архитектурных журналов, то можно быстро убедиться в том, что они могут служить разве что эстетическому наслаждению, но не могут принести практической пользы. Эта индустрия мечты возводит между собой и нормальным человеком стеклянную стену, сквозь которую он может только смотреть на изощренные проекты как на музейные экспонаты.

Периодически у многих ведущих архитекторов возникает желание перекинуть мостик через эту пропасть. Предлагались самые разные идеи и решения проблемы. Архитектурные решения очень разнообразны, их невозможно систематизировать по какому-либо одному признаку. Но обращает на себя внимание одна закономерность. Когда архитектор задается целью найти воплощение мечты об идеальном доме, то очень часто его взоры обращаются к... пирамидам.

Пирамидальная форма на квадратном основании имеет магическую притягательную силу:

  • она идеально симметрична - откуда ни посмотри, и своей организованностью является символом противопоставления разума природному хаосу;
  • она лаконична, но при этом эмоциональна и выразительна - такое сочетание свойств завораживает сознание;
  • она устремлена вверх, к небесам - как символ связи с высшими небесными силами.

Сила этого образа чарует людей уже тысячи лет.

Можно предположить, что пирамида была одной из первых архитектурных форм, изобретенных человечеством. Некий первобытный Адам в пра-времена догадался поставить четыре жердины на землю, скрепив их вверху в одной точке. Это был такой же гигантский шаг человечества вперед, как изобретение колеса или первый полет в космос! Ведь две составленные вместе жердины - падают, а создают устойчивую основу именно четыре - то есть пирамида! Сверху были уложены несколько листов пальмы, и таким образом человек обрел первое созданное руками жилье - пра-дом.. Многочисленные племена, сохранившие первобытный образ жизни, строят свои жилища до сих пор именно так - с пирамидальными кровлями: вигвами и чумы до сих пор служат для них убежищем.

Пирамиды египетских фараонов (которые, естественно, мы не можем обойти в такой статье) являются объектами легенд и поклонения всего земного шара. В этой ситуации пирамида воспринимается как символ вечности и незыблемости. Необычайно стильная пирамида воздвигнута в Париже, в Лувре из металла и стекла - в этом случае можно также говорить о пирамиде как о символе вечных ценностей - искусства и созидания - но ценностей в представлении современного человека 20-21-ых веков. Пирамида как храм или как усыпальница абсолютных правителей строилась во всех концах света (последняя из них - на Красной площади в Москве...).

Поэтому обращение современных архитекторов к форме пирамиды, когда речь идет об идеальном доме, не является удивительным.

ВИЛЛА «РОТОНДА» В ВИНЧЕНЦЕ И ВИЛЛА «ТОРРИЧЕЛЛО» В ШВЕЙЦАРИИ

Над идеей совершенного дома задумывались еще во времена Эпохи Возрождения. В то время идея совершенного дома нашла свое воплощение в вилле «Ротонда» в Винченце, построенной архитектором Андреа Палладио (ок. 1552 г.). Это прекрасное и гармоничное здание представляет собой в плане квадрат, к каждой стороне которого пристроены шестиколонные портики, увенчанное пирамидальной кровлей с мягким завершением в виде купола, вырастающего из пирамиды. В центре дома - круглый зал-вестибюль, откуда можно попасть в любое помещение дома. Он окружен прямоугольниками комнат. Таким образом, план «Ротонды» объединяет две геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, олицетворяющий власть земную, и круг - воплощение духовного начала. Пролеты лестниц скрыты стенами, которые служат опорами для купольного зала-ротонды.

Палладио расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния. Высокий цоколь, характерный для архитектуры храмов и крепостей, усиливает композиционную симметрию виллы «Ротонда» и подчеркивает торжественное величие здания.

Образ этого здания был переосмыслен в современных формах архитекторами Б. Райхлиным и Б. Райнхардом в вилле «Торричелло» в Швейцарии (1975 г.). Размер дома в плане - 12×12 м, высота - два этажа. Вход в дом украшен монументальной символической аркой, являющейся в этом доме единственным «накладным» украшением. Планировочным ядром дома является квадратный холл 3×3 м, пронзающий виллу насквозь до самого верха и увенчанный на кровле фонарем верхнего света с пирамидальной кровлей. Вокруг холла на этажах находятся галереи, из которых можно попасть в любую комнату дома. Ясность и прозрачность такой структуры позволяет охватить всю пространственную организацию дома из центрального холла.

План дома вокруг центрального ядра носит гибкий характер: помещения могут компоноваться с различным расположением функциональных зон, с отдельными комнатами или по анфиладному принципу.

Несущую основу дома составляет железобетонный каркас с колоннами, стоящими открыто в центральном холле и сохраняющими в отделке структуру бетона. Так же прямо и честно использованы и другие материалы: подшивка досками снизу стропильной конструкции, металлические решетки ограждений с квадратной ячейкой, квадратные керамические плитки на полах (в холле - по рисунку шахматной доски).

Архитектура дома производит целостное, гармоничное впечатление, все детали выполнены продуманно и уверенно. Здание очень изящное и одухотворенное протянутой через него нитью истории.

Вилла «Ротонда» стала также прообразом для многочисленных готовых проектов домов, продаваемых для американских Заказчиков. Благодаря американской ментальности, соединяющей в себе тщеславие с прижимистостью, виллы «Ротонда» (наряду с иными изысками типа Вераслей и Монплезиров) из фанеры и гипсокартона украсили собою американские прерии.

ДОМ ДЛЯ ОТДЫХА В СЕН-СИМФОРЬЕНЕ

Дом для отдыха вблизи Бордо построен в 1962 г. посреди соснового леса и представляет собой пирамиду в ее чистом виде, гармонично вписанную в природное окружение. Несущие конструкции покрытия состоят из 4 деревянных массивных стропильных ног, заделанных в бетонные блоки. В верхнем узле стропильные ноги соединены металлическими деталями. Элементы стропил и сплошная обрешетка выполнены из сосны. Полы и части стен до высоты подоконников выполнены керамической плиткой размером 10×20 см.

Во внутреннем объеме здания, за исключением блока, состоящего из санузла, кухни, помещения отопительной установки и встроенных шкафов, отсутствуют перегородки. Спальня отделена от гостиной стационарным экраном (не до потолка) и раздвижной решеткой из сосны, покрытой лаком. Пирамидальная кровля в интерьере дома создает ощущение воздуха и большого пространства.

Скандинавская деревянная мебель и занавеси из особой ткани способствуют общей привлекательности этого уютного дома.

Вблизи дома расположен подземный гараж с пандусом.

«УТКА» РОБЕРТА ВЕНТУРИ

Известный архитектор Роберт Вентури делит дома на две группы: «утки» и «декорированные сараи». «Утки» - это здания, в которых функциональная и объемно-пространственная организация подчинены символической форме. «Декорированные сараи» - это дома, спроектированные точно по функциональной программе без оглядки на эстетику, все символическое привнесено в них извне, в виде накладных элементов, подобно украшенному к празднику пивному ларьку.

Проекты Вентури не так спорны и вызывающи, как его теоретические высказывания. В 1970-х гг. им были построены две похожих друг на друга виллы - «Джексон-хаус» в Колорадо и «Такер-хаус» в Кантонахе.

Эти две виллы производят впечатление очень уютных, милых домов, одетых в чешуйчатые «платья» из досок. Они настолько удачно вписаны в окружающую их природу, что кажется, будто они стоят на своих местах уже столетия. Наряду с обманчивой простотой дома наделены яркой индивидуальностью. Квадратные в плане, они венчаются большими пирамидальными крышами-шапками, в которых прорезаны круглые или полукруглые окна - «бычьи глаза». Закругленные формы окон плавностью своих очертаний контрастируют с острыми кромками кровель. Дома напоминают собой большие, глазастые грибы. В их формах заключен интригующий парадокс: с одной стороны, узнавание до боли знакомых повседневных деталей, с другой стороны, эти детали предстают в новом, неожиданном свете. Очень интересно обыграна архитектором масштабность окон, которая меняется от больших площадей стекол до измельченной штриховки переплетов на разных этажах.


По планировкам дома в целом носят довольно традиционный характер, обычно лишь то, что гостиные в них вынесены на верхние этажи под кровли, где самое высокое и красиво оформленное пространство с окнами закругленных очертаний.

ДОМ ДЛЯ СЧАСТЬЯ ФИЛИППА СТАРКА

Задумав создать проект дома для среднего класса, знаменитый французский дизайнер Филипп Старк задался вопросом о «прообразе» дома - о том характере жилья, который живет в нашем подсознании. И, как ему кажется, он этот образ нашел - некий «пра-дом».

«Когда у людей спрашивают, что такое краска, то они отвечают: красное; когда у людей спрашивают, что такое музыкальный инструмент, то они отвечают: фанфары; когда у людей спрашивают, что такое зверь, то они говорят: лев. А если человека попросят нарисовать дом, то это будет нечто похожее на то, как выглядит мой... Архетип дома одинаково живет в каждом, но в сознании каждого человека он преломляется по-своему, каждый превращает его в то, что он хочет сам.
Люди, которые видят этот дом, не говорят: «Это красиво», а они произносят: «Этот дом я хотел бы иметь». Этот дом воздействует не на сознание, а на чувства. Каждый видит его по-разному: как японский, как русский или как калифорнийский дом, а если применить много красного цвета, то как китайский павильон.
Образ этого дома живет в подсознании каждого из нас. Это дом «сам в себе», он является объектом не удивления, а зависти», - так рассказывает автор о своем доме.

Проект Старка был опубликован в 1994 г. в каталоге французской, дочерней фирмы от «Отто Ферзанд» - знаменитого каталога заказа товаров по почте. Стоимость чемодана с чертежами и видеокассетой, на которой запечатлен построенный для себя Старком дом, составляет 1430 немецких марок. Дом предназначен для строительства своими руками, и на это ориентирована подача его чертежей. Общая площадь дома - 140 м2.

Несущую основу здания составляет деревянный каркас. Дом, в зависимости от его ориентации по сторонам света и от желаний потребителя, окружается с двух, трех, или с четырех сторон террасой, крыша которой поддерживается подчеркнуто грубыми, необработанными бревнами. При взгляде снизу крыша террасы представляет собой ряд опрокинутых пирамидок. Оба этажа дома опоясаны ленточным остеклением с солнцезащитными жалюзи (здание предназначено для строительства в теплом климате). Пирамидальная крыша дома покрыта металлом, а по карнизу кровли второго этажа протянута декоративная лента из пластика с орнаментом из полукружий.

Хотя Старк и утверждает, что основная цель его акции не извлечение прибыли от продажи проекта, а поднятие уровня архитектурного вкуса среднего класса, планы дома не публикуются, и мы, к сожалению не можем рассказать о них. Можно лишь предположить, что внутренние пространства дома построены по открытому принципу и предполагают разные варианта планировок по вкусу потребителя.

Можно еще долго рассказывать о домах под пирамидальными кровлями, имеющими в плане квадратное или близкое к квадрату основание. Большое распространение такие дома имеют, например, в архитектуре жилища западно-славянских стран.

Но увидеть подобный дом в наших пригородах - редкое явление. Мною были спроектированы несколько домов под пирамидальными кровлями (проекты 36A, 36B, 15B). Они очень компактны по планам и выразительны по архитектуре, пользуются большой популярностью у заказчиков. Среди обычной застройки наших пригородов такие дома воспринимаются почти как приземлившиеся летающие тарелки, хотя для этого использовано всего лишь такое простое архитектурное средство, как пирамидальная кровля.

Владимир Тарасов
архитектор, генеральный директор Архитектурного бюро "Альфаплан"