Ответ на вопрос о том, что такое современный дом 10 лет назад, сегодня и через 10 лет.
Поздравление журнала «Современный Дом» с десятилетием.
Для меня понятие «современный дом» не меняется со временем - никакой разницы нет, 10, 20 или 100 лет назад, или вперед. Потому что из разговора о современном доме я прежде всего исключил бы технологию - понятно, что технологии стремительно меняются, и говорить о них - это просто рассуждать ни о чем - вчера в доме не было плазменной панели, сегодня поставили - разве от этого зависит, современный дом или нет? В любой сарай из силикатного кирпича можно поставить самую современную технологическую начинку, вплоть до системы «умный дом» - но от этого сарай не перестанет быть таковым, и станет разве что современным сараем, но не домом.
И потому, что из рассуждения о современном доме я бы исключил понятие стиля - чем, например, несовременны самые разностильные коттеджи Каменного Острова, построенные более столетия назад? Чем не современны старые коттеджи в окрестностях Гамбурга или Парижа, построенные две сотни лет назад? Именно возле них с завистью и восхищением замирают прохожие. Да и какая в принципе разница обитателю коттеджа, живет он в доме с классической архитектурой, в доме в стиле модерн, или в доме в «стиле прерий» - по моему опыту, заказчику строительства стиль его собственного дома интересен не далее, чем в период проектирования и строительства. А когда он в него заселился, то он об этом и думать забывает, и его в первую очередь интересуют бесперебойное электроснабжение и работающая канализация.
Важно другое - это то, что не меняется человек! Специалисты утверждают, что человек как биологический вид за последние 40 000 лет не претерпел никаких перемен. Мышление, желания, чувства - у нас точно такие же, как например, у древних египтян - мы не стали ничуть не лучше, и ничуть не хуже. И человеку дом всегда нужен был - одинаковый... Какой же именно?
Лучшая метафора того, каким дом быть не должен - это знаменитый «Ледяной дом» в Петербурге, построенный по приказу Анны Иоанновны для шутейной свадьбы князя Голицина и шутихи-калмычки. Дамочка развлекалась (могла себе позволить), или как сейчас говорят - прикалывалась, но создала символ АНТИ-ДОМа - как великолепную метафору того, каким не должен быть дом. Каковы же характеристики Ледяного дома, которыми его можно окрестить? Холодный, ненадежный, некомфортный... И этот анти-дом вошел в историю. По аналогии художник с говорящей фамилией Малевич создал символ анти-живописи - черный квадрат. И тоже вошел в историю - это своеобразные интерпретации истории Герострата - такое тоже должно быть в жизни.
Каким тогда должен быть ДОМ? Да все очень просто - ответ известен каждому. Дом должен будить чувства спокойствия, надежности и защищенности, уюта и комфорта. Он должен к себе притягивать, он должен (скажу удивительное слово)... нравиться!!! Если дом построен в стиле деструктивизма в виде нагромождения кусков железа, или в бионическом стиле как муравейник, то это прикол из той же оперы, что Ледяной дом, причем застройщик (в отличие от князя Голицина) добровольно выставляет себя в роли шута.
Но если в доме есть ощущение уюта, надежности и спокойствия - то это дом, обладающий непреходящей ценностью. Ничего не сказано о доме лучше, чем в знаменитом латинизме: «Спокойный среди бурь». Такой дом будет всегда современным, независимо от стиля или технологий.
А поздравить «Современный Дом» я хочу прежде всего с тем, что это - одно из изданий, поменявших мышление россиян в подходах к строительству частного жилья.
Я имею в виду следующее. Всегда существовала открытая статистика того, сколько частного жилья вводится в эксплуатацию в России в каждом году. И всегда, будучи в курсе уровня продаж проектов через каталоги (в том числе, через «Современный Дом»), можно (пусть грубо) оценить процентное число домов, которые строятся по профессиональным проектам, а не по наитию застройщика. Так вот, этот процент неуклонно растет! Вспомните огромные безвкусные сараи из красного или силикатного кирпича, строившиеся в окрестностях что Москвы, что Петербурга всего десяток лет назад. Но теперь под обоими городами строятся частные дома практически только по архитектурным проектам.
Проектную документацию сейчас стали покупать в такие провинциальные городки, названия которых я бывает впервые слышу, и мои проекты покупались в Калининград, и покупались в Южно-Сахалинск. Трудно сказать по стране, но я думаю - моя экспертная оценка - что процент домов, возводимых по профессиональной документации, за последние 5-7 лет вырос почти вдвое! Это колоссальный прорыв, и это изменение психологии частных застройщиков.
И во многом - это безусловный успех «Современного Дома», который ведет пропаганду проектов коттеджей, и рассказывает об архитектурных удачах и технологиях.
Я желаю «Современному Дому» довести в России процент домов, строящихся по проектам до 100%. А со своей стороны окажу максимальное содействие в этом направлении!
Сердечно поздравляю издание с 10-ти летним юбилеем, желаю успехов и процветания всему коллективу журнала и каталога проектов!
Владимир Тарасов
Архитектор, генеральный директор Архитектурного бюро "Альфаплан"