Стиль «Петровское Барокко»: второе рождение в загородном домостроении
Второе рождение переживает в современном загородном строительстве стиль Петровское Барокко. Дома в этом стиле можно сегодня часто видеть как в пригородах Москвы и Петербурга, так и многих иных городов. Причинами этого являются достаточная простота элементов стиля в исполнении на стройплощадке, с одной стороны, красота и нарядность домов, с другой. Коттеджи, построенные в стиле Петровского Барокко очень сомасштабные человеку, они «дышат» домашним уютом и некоторой декоративностью, чего нам часто не хватает в повседневной жизни. Что представляет собой этот стиль, и как он появился в России?
Петровское Барокко - это архитектурный стиль, который был официально «одобрен» Петром I, и широко применялся для проектирования и строительства домов в Санкт-Петербурге - новой столице России. Многие замечательные здания города, являющиеся до сих пор его украшением, были построены именно в стиле Петровского Барокко, и они в значительной мере определили развитие городской архитектуры на ближайшие столетия. «Петерсбурхский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением.
Появление стиля было связано со стремлением Петра утвердить в России европейский характер архитектуры и отойти от традиций Византии, доминировавшей до сего времени.. По приглашению Петра I, в Петербург стали приезжать известные и талантливые архитекторы из Европы, которых царь пригласил для того, чтобы превратить новую столицу в принципиально новый город, по сравнению с Москвой и другими городами России. В Питере стали появляться церкви, без обычных для исконно русских храмов "пятиглавия" и роскошной внутренней отделки, в Летнем саду появилась скульптура, которую раньше запрещала церковь.
Но рождение стиля было положено в Москве, строительством на окраине города в районе реки Яузы, в Немецкой слободе. Московский архитектор Д. В. Аксамитов создал и построил проект последнего дома XVII века - Лефортовского дворца (2-я Бауманская, д. 3). Здание в виде замкнутого каре, принятого на Руси для торговых и иных дворов, выполнено в стиле западноевропейских дворцов с использованием элементов барокко. В огромной столовой палате центрального корпуса проходили государственные приемы и праздники.
Стиль Петровского Барокко условно ограничивают 1697-1730 годами (время Петра и его непосредственных преемников). В нем слились воедино влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Петровское Барокко не является стилем барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он, безусловно, отражает архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры.
Для Петровского Барокко характерны симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, за ним самый большой и нарядный зал. Особо представительные в градостроительном отношении здания (например, Кунсткамера и другие) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.
Стилю свойственны простота объёмых построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Для украшения фасадов применялись вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.
Плоскостной подход к пластическому убору зданий обусловлен кирпичной конструкцией стен, ее рельеф исполняли в ходе кладки и избегали сильного выступания пилястр, карнизов. Петровское Барокко - это красочная, многоцветная архитектура. Ввиду отсутствия в то время производства лицевого кирпича, стены требовали оштукатуривания и окраски.
Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона: на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки. Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы выполнялись с обрамлениями, часто это был
плоский наличник с характерными расширениями по углам. Использование декоративных элементов было сдержанным по сравнению с европейским барокко.
Летний дворец Петра I. Который можно назвать одним из первых российских коттеджей, так как по общей площади он близок к большому современному частному дому.
Дворец расположен в северо-восточной части Летнего сада, на набережной Невы. Летний дворец построен в 1710-1714 гг (архитектор Д. Трезини) в формах петровского барокко. Снаружи здание украшено барельефами на мифологические темы, прославляющие победу России в Северной войне (А. Шлютер). В создании интерьеров дворца участвовали А. Шлютер, Н. Микетти, М. Земцов. Особенную ценность представляют сохранившиеся до нашего времени живописные плафоны, резные дубовые и ореховые панно, изразцовые печи. Дворец прямоугольный, имеет 4-х скатную крышу с крутыми изломами, окна с мелкой расстекловкой, обрамлены широкими наличниками, здание имеет 2-х цветную окраску. Из украшений представлены только 29 барельефов (скульптор А. Шлютер), аллегорически прославляющих победу России в Северной войне 1700-21 гг.
Типичными представителями этого архитектурного стиля были Доменико Трезини, А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, Д.М. Фонтана, Г.И. Шедель, Г.И. Маттарнови, Н. Микетти и др.
В значительной мере возрождению стиля Петровского Барокко в современном загородном строительстве способствует работа Архитектурного бюро "Альфаплан". Первые проекты частных домов, спроектированные в этом стиле, появились еще в 1999 году (проект 16Е). С тех пор было разработано много проектов коттеджей в аналогичном стиле, которые несколько тысяч раз были выбраны Заказчиками и реализованы на практике. Самым известным и продаваемым проектом такого характера стал проект 38А. К числу очень удачных и красивых домов стоит также отнести проекты коттеджей 42А, 42Б, 45А, 47А, и ряд других домов. В настоящее время рядом с г. Всеволожск Ленинградской области начинается строительство коттеджного поселка по проектам Архитектурного бюро "Альфаплан", который будет полностью реализован в стиле Петровского Барокко и носит аналогичное название.
Принципиальный подход Архитектурного бюро "Альфаплан" к проектированию коттеджей - современная рациональная планировка домов на основе сегодняшнего понимания функционального комфорта, и романтический внешний вид, которому вполне соответствую Петровское Барокко.
Тем Заказчикам, которые собираются построить свой собственный маленький загородный рай, можно с полным основанием посоветовать проекты коттеджей в стиле Петровского Барокко - нарядные и яркие, проникнуты праздничным настроением, уютные и «домашние» по характеру архитектуры.
Автор статьи: Архитектор Владимир Тарасов.
В статье использованы материалы со страниц сайтов по истории стилей Санкт-Петербурга.
Основные памятники «петровского барокко», сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.
Летний Дворец Петра I(Кутузовская наб. Летний сад) (1710 - 1716).
Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино
Дворец Меншикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 - 1727). Д.-И.Фонтана, И.-Г.Шедель, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови
СКикины палаты (Ставропольская ул., 9) (1714 - 1720)
Петропавловские ворота Петропавловской крепости (Заячий остров) (1717 - 1718). Д.Трезини, Н.Пино
Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (наб. реки Монастырки,1) (1717 - 1725). Д.Трезини
Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 - 1734).
Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.-К.Киавери, М.Г.Земцов
Здание двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 - 1742).
Д.Трезини, Л.-Т.Швертфегер
Основные памятники «петровского барокко»
в пригородах Санкт-Петербурга:
Дворец Меншикова (Ораниенбаум) (1710 - 1713). Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино, И.-Г.Шедель
Большой дворец. Центральная часть. (Петергоф) (1714 - 1723).
И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино
Монплезир (Петергоф) (1714 - 1723). А.Шлютер,И-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти
Большой дворец (Стрельна) (1719 - 1726). Н.Микетти, М.Г.Земцов
Марли (Петергоф) (1720 - 1730). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино
Эрмитаж(Петергоф) (1721 - 1725). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон